Туры по России - Аркаим-Трэвел
Активно-познавательный отдых на Урале, туры по России
Отдых на Урале
г. Екатеринбург,
пер. Центральный Рынок,
д. 6, офис 210
пн-пт: 10.00-19.00
сб-вс: выходной
Ближайшие туры

Аштанга Хридайям Самхита

 ШТАНГА ХРИДАЙАМ, написанная достопочтенным Вагбхатой (оригинальный текст, перевод и комментарии)

                              Предисловие.

 Уважаемый читатель! Вы держите в руках первую в своем роде книгу – перевод на русский язык древнейшего медицинского текста – текста, посвященного здоровому образу жизни, профилактике и лечению заболе- ваний, очищению организма, сохранению молодости и отдалению старос- ти. Так сложилось, что знания, которыми располагали наши предки, не со- хранились. Не осталось древнерусских медицинских книг и лечебников, в лету канули рецепты трав и многие заговоры, исчезли обряды и традиции. Все это сменилось современной, аллопатической медициной. Нельзя одно- значно ругать современную медицину, в ней тоже есть много хорошего. Однако, нельзя забывать и тот опыт, который был накоплен до нас. По- этому, позвольте представить вам Аштанга Хридайам – древнейший аюр- ведический текст. Аюрведа – это ведическая наука о человеке. Она воз- никла за много тысяч лет до Рождества Христова в той части земного шара, на которой находится территория современной Индии. Я предвижу достаточно сильную негативную реакцию некоторой части населения нашей страны на перевод и издание Аштанга Хридайам «as it is ». Особенно глав и разделов, посвященных качествам мяса и методам лечения, включающим в себя употребление мяса (в любом виде). Это од- нозначно подорвет мой авторитет как вегетарианца и человека, стремяще- гося к духовным идеалам.

В оправдание этой науки я могу сказать сле- дующее: Аюрведа является упаведой Атхарваведы, и относится к дхарма-шас- трам, а не к разделу Вед, посвященному духовному совершенствованию и служению Богу, поэтому она не делает упор на вегетарианстве, целибате и духовной практике. Она дает рекомендации исключительно по здоровому образу жизни и лечению болезней. Глупо требовать от Солнца тени, а от Луны тепла. Поэтому, вполне естественно, что Вагбхата, Чарака и остальные авто- ры аюрведических текстов описывает принципы правильного питания не с позиции выполнения Санатана дхармы, но с точки зрения здорового образа жизни и поддержания баланса тридоша. Чарака пишет (Ч.С. 3.1.24 (1-10).): «Здесь приводится описание методов приема пищи, способствующих здо- ровью или приводящих к болезни. Тот, кто принимает пищу, должен есть ее горячей, полностью проваренную, в правильном количестве, после того, как ранее съеденная пища успела перевариться, приготовленную из соче- тающихся между собой продуктов, в соответствующей обстановке, мол- ча, не очень быстро и не очень медленно, с полной концентрации на про- цессе еды и на вкусе пищи…». Эти указания полностью сочетаются с мнением Вагбхаты. Тех, кто пытается найти и познать Бога Аюрведа от- правляет к Атхарваведе и другим Божественным писаниям. Стоит учитывать также, и тот факт, что аюрведические тексты напи- саны для людей, находящихся под влиянием всех трех гун материальной природы, поэтому диета и другие рекомендации могут выходить за преде- лы гуны благости, хотя, можно заметить, что в некоторых шлоках реко- мендуется отказаться от употребления мяса, вина и т.д. Эта широта и ра- зумность подхода еще раз подтверждает универсальность Аюрведы как науки о человеке. Что же касается качеств аюрведического врача, то всех интересую- щихся этим вопросом я хочу направить к непереведенной пока Сушрута Самхите, ее второй и десятой главам первой части. Вкратце скажу лишь, что ни один из аюрведических текстов не рекомендует врачу есть мясо, употреблять стимулирующие или наркотические вещества, заниматься не- законным сексом. Это должен быть чистый человек, знающий Веды и выполняющий предписания дхарма-шастр. Перевод древнего аюрведического текста не является моей собствен- ной инициативой. Благословения на это были даны Нанаком Чанд Шарма, моим учителем, в июле 1996 года, но, не смотря на это, к переводу я при- ступил только весной 1997 года.

 

  С уважением, Матхура Мандал даса адхикари Москва. 12.03.1997. – 12.03.1998.

 

                         Глава 1     АЙУШКАМИЙА АДХЙАЙА  (достижение долголетия)   Я приношу свои почтительные поклоны всем тем истинным врачам  (Апурва вайдйа), которые без остатка разрушают все болезни, например, вызванные желаниями и привычками, и многие другие, протекающие с разрушением тела и вызывающие тревогу, заблуждение и беспокойство.

     Сейчас мы поведаем главу Айушкамийа (достижение долголетия), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.

     Личность, желающая долгой жизни, являющейся инструментом для ис- полнения праведности (Дхармы), жертвоприношений и отдания долгов (Артхи) и удовлетворения чувств (Шукха), должна обратиться лицом к наставлениям Аюрведы.

     Брахма (творец этого мира), помнящий Аюрведу с начала времен, по- ведал это знание Праджапати, он (Праджапати) передал близнецам Ашви- ни-Кумарам, которые посвятили в это знание Сахасракшу (Индру), а он передал его сыну Атри (Кришне Атрее, Атрее Пунарвасу) и другим муд- рецам, а они - Агнивеше и остальным великим личностям, которые разде- лили это знание на части и углубили, каждый свою.

     Из этих наставлений, которые очень трудны для изучения, была взята только квинтэссенция, и эти тезисы - Аштанга Хридайам - написаны в наиболее доступной форме. 

     Общая медицина, педиатрия, демонология, психиатрия и психотерапия, лечение органов, расположенных выше ключиц, хирургия, токсикология, гериатрия и омоложение организма и сексология - восемь столпов Аюрве- ды, описывающие лечение всех болезней.

     Вата (Воздух), Питта (Огонь) и Капха (Слизь) - три доша, они разру- шают или поддерживают тело, находясь в состоянии дисбаланса или ба- ланса.

     Не смотря на то, что они находятся во всем теле, чаще всего их можно найти в нижней, средней или верхней части области, располагающейся между верхушкой сердца и пупком.

     Они преобладают соответственно в конце, середине и начале жизни живого существа, дня, ночи и процесса переваривания пищи.  С их помощью происходит образование переменной, сильной и слабой пищеварительной активности соответственно, тогда как нормальная пище- варительная активность формируется тогда, когда они находятся в равно- весии. 

     Природа пищеварительного тракта троична, в зависимости от преобла- дающей доши - твердая, мягкая и промежуточная; промежуточная только в случае баланса Тридоша. 

     Посредством доша, находящихся в семени и яйцеклетке, во время за- чатия новой жизни зарождается три типа индивидуальных конституций (Пракрити), точно так же, как навозные черви образуются из навоза; хи- лая, средняя и сильная соответственно. Конституция, возникающая из рав- ных пропорций всех трех доша, называется Самадхату пракрити и явля- ется наилучшей, а из сочетания двух доша - Ниндйа пракрити.  Сухость, легкость, холодность, шершавость, невидимость и подвиж- ность - качества Вата доша.  Жар, легкость, неприятный запах, проявление в форме жидкости, легкая жирность, проникаемость - качества Питта доша. 

     Жирность, холодность, тяжесть, инертность, гладкость, слизистость и статичность - качества Капха доша. 

     В состоянии одновременного увеличения или уменьшения комбинация двух доша называется Самсарга, а всех трех - Саннипата.  Хилус, кровь, мышцы, жир, кости, мозг и семя - семь тканей, также из- вестных под названием Душйа (то, что выходит из равновесия). Нечисто- ты суть моча, кал, пот и др. 

     Увеличение этих трех составляющих тела (доша, тканей и нечистот) происходит по причине принятия сходных (субстанций и т.д.), а уменьше- ние - по причине употребления противоположных (субстанций и т.д.). 

     Сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий - шесть вкусов, присутствующих во всех субстанциях, и каждый предыдущий дает орга- низму больше силы и энергии. 

     Первые три вкуса снижают и балансируют Вата доша, три, начинаю- щиеся с горького снижают и балансируют Капху, а вяжущий, горький и сладкий балансируют Питту; остальные же – увеличивают каждую из них. 

     Субстанции бывают трех видов - балансирующие доша, разбалансиру- ющие доша и поддерживающие здоровье и баланс Тридоша. 

     Тепло и холод - две энергетические характеристики субстанций.

     Послевкус бывает трех видов - сладким, кислым и горьким. 

     Тяжелый, легкий, горячий, холодный, сухой, влажный, вязкий, активный, пассивный, подвижный, неподвижный, твердый, мягкий, чистый, слизи- стый, шершавый, гладкий, большой, маленький, твердый и жидкий - десять основных качеств и десять их противоположностей.  Ненормальность (неадекватность), недостаточность и избыток при со- единении сезона, объекта чувств и активности (деятельности) - основные причины возникновения болезнией; а их правильное и уравновешенное взаимодействие - причина здоровья. 

     Болезни - дисбаланс Тридоша. Здоровье - их баланс. Болезни бывают двух типов - органические, возникающиее внутри организма и внешние - возникающие благодаря внешним причинам.

     Болезни могут занимать два положения в организме - находиться в те- ле и в уме. Страсть (Раджас) и невежество (Тамас) - доша ума.

     Пациент должен исследоваться тремя путями – обследованием, паль- пацией и опросом.

     Болезнь должна исследоваться по ее причинам, симптомам, клиниче- ской картине, патогенезу и с помощью диагностических тестов.

     Область, исходя из позиции Аюрведы, бывает двух типов - географиче- ская местность и тело. Географическая область бывает трех типов - с преобладанием Вата доша, с преобладанием Капха доша и где все три доша находятся в состоянии равновесия.

     Время, относящееся к сбору или приему трав, бывает двух видов - миг, секунда, минута, час, день, неделя и т.д., и время, характеризующее ста- дию течения заболевания.

     Терапия бывает двух видов - очистительная и балансирующая.

     Клизма, слабительное и лечебная рвота - лучшее лечение для дисба- лансов Вата, Питта и Капха доша cоответственно. Аналогично - кунжутное масло, топленое масло и мед. Наилучшим лечением для ума является строгость, шоковая психотера- пия и погружение в науку о Боге и душе. Врач, медсестра (сиделка), лекарство и пациент - четыре ветви меди- цины, и каждая из них должна иметь четыре хороших качества. Врач должен быть умелым, досконально изучившим предмет во всей его широте и со всех позиций у авторитетного учителя, имеющим практи- ческий опыт и чистым (телом, умом, помыслами, речью и т.д.).

     Препарат должен быть пригоден для лечения нескольких болезней, об- ладать многими хорошими качествами (вкусом, запахом и т.д.), легким в употреблении и подлинным.

     Сиделка должна быть сострадательна, чиста (умом, телом, помысла- ми, речью и т.д.), интеллигентна и расторопна.

     Пациент должен иметь достаток (материальный), обладать хорошей памятью, волей и стремлением к излечению, быть послушным (исполнять все указания врача).

     Болезни бывают двух видов - излечимые и неизлечимые, подразделя- ющиеся каждая на две категории: излечимые бывают легко излечимые и тяжелые, а неизлечимые - контролируемые и фатальные. 

     Болезни, присутствующие у человека, готового на все ради выздоров- ления, или у взрослого, мужчины, контролирующего себя, свои эмоции и чувства; или не повредившие жизненно-важные органы, легкие или сред- ней тяжести, имеющие в своей основе не очень сильный дисбаланс, не имеющие угрожающих симптомов и наложений других болезней, отличные от доминирующих доша, тканей, места проживания, сезона и конституции; когда все четыре ветви медицины (врач, сиделка, лекарство и больной) обладают необходимыми качествами; имеющие благоприятное астроло- гическое указание; вызванные дисбалансом только одной доша и идущие только по одному пути распространения; недавно возникшие - легко изле- чимые.

     Болезни, требующие для своего лечения хирургических инструментов, а также имеющие смешенную природу и сочетание факторов, описанных в предыдущем стихе - трудноизлечимые. Болезни, угрожающие жизни человека, но сдерживаемые путем соблю- дения правильного режима лечения (приема препаратов, диеты, режима дня и т.д.), а так же если они обладают качествами легко излечимых бо- лезней – контролируемые болезни.

     Болезни, имеющие противоположные качества (относительно излечи- мых заболеваний), запущенные, порождающие страх смерти, тревогу и беспокойство, имеющие фатальные признаки, а также вызывающие нару- шения в работе органов чувств (в том числе и ума) - болезни, ведущие к смерти.

     Врач должен отвергнуть того пациента, который ненавидит врача, царя и правительство, а также кого ненавидит царь и сам врач; самоубийцу, не имеющего желание и возможности лечиться, не имеющего времени ле- читься (слишком занятого человека), не выполняющего всех наставлений врача, чья жизнь подошла к концу, обладающего демоническими качест- вами (злого, упрямого, не смиренного, гордого и т.д.), разгневанного, поко- ренного страхом, неблагодарного и считающего себя врачом (занимающе- гося самолечением).

     А сейчас перечислим все главы этих тезисов:
( I ) 1. Достижение долголетия.
2. Режим дня.
3. Годовой режим.
4. Профилактика болезней.
5. Наука о жидкостях.
6. Наука о природе пищи.
7. Защита пищи.
8. Режим принятия пищи.
9. Наука о субстанциях.
10. Классификация вкусов.
11. Наука о доша.
12. Классификация доша.
13. Балансирование доша.
14. Два метода лечения.
15. Группы лечебных трав.
16. Промасливание.
17. Рвототерапия.
18. Рвота и слабительное.
19. Клизма.
20. Лечение через нос.
21. Ингаляции.
22. Уход за ротовой полостью.
23. Глазные капли и примочки.
24. Лечение глаз.
25. Нережущие инструменты.
26. Острые хирургические инструменты.
27. Кровопускание.
28. Удаление инородного тела.
29. Хирургические процедуры.
30. Исполь- зование едких материалов - тридцать глав первой части - Сутрастханы.
( II ) 1. Развитие зародыша.
2. Болезни беременных женщин и новорож денных.
3. Человеческое тело и его части.
4. Классификация уязвимых точек.
5. Наука о фатальных симптомах.
6. Наука о посланце - шесть глав второй части - Шарирастханы.
(III ) 1. Причины болезней и методы их диагностики.
2. Диагностика лихорадок.
3. Диагностика кровотечений и кашля.
4. Диагностика одышки и икоты.
5. Диагностика туберкулеза.
6. Диагностика алкоголизма.
7. Диагностика  геморроя.
8. Диагностика диареи и кишечных заболеваний.
9. Диагностика затруднения мочеиспускания.
10. Диагностика диабета.
11. Диагностика гнойников, опухолей и т.д.
12. Диагностика вздутия желудка.
13. Диагностика анемии, водянки и рожи.
14. Диагностика лепры, лейко- патии и паразитов
15. Диагностика нервных болезней.
16. Диагностика по- дагры - шестнадцать глав третей части - Ниданастханы.
( IV ) 1. Лечение лихорадок.
2. Лечение кровотечений.
3. Лечение кашля.
4. Лечение одышки и икоты.
5. Лечение туберкулеза.
6. Лечение рвоты, сердечных болезней и жажды.
7. Лечение алкоголизма.
8. Лечение геморроя.
9. Лечение диареи.
10. Лечение болезней кишечника.
11. Лечение затруднения мочеиспускания.
12. Лечение диабета.
13. Лечение гнойников и грыжи.
14. Лечение опухолей.
15. Лечение вздутия желудка.
16. Лечение анемии.
17. Лечение водянки.
18. Лечение герпеса.
19. Лечение лепры и других кожных болезней.
20. Лечение лейкопатии и болезней, вызываемых паразитами.
21. Лечение нервных болезней.
22. Лечение подаг ры
- двадцать две главы четвертой части - Чикитшастханы. ( V )
1. Принципы рвототерапии.
2. Принципы лечения слабительным.
3. Осложнения при лечебной рвоте и принятии слабительного.
4. Принципы лечения клизмами.
5. Осложнения при постановке клизм.
6. Наука о рецептах - шесть глав пятой части - Кальпасиддхистханы. ( VI )
1. Уход за детьми.
2. Профилактика детских болезней.
3. Лечение болезней, вызываемых вселением духов.
4. Демонология.
5. Изгнание духов.
6. Профилактика умопомрачения (психических болезней).
7. Профилактика эпилепсии.
8. Диагностика болезней век.
9. Лечение болезней век.
10. Диагностика болезней хрусталика, склер и т.д.
11. Лечение болезней склер и т.д.
12. Диагностика потери зрения.
13. Лечение потери зрения.
14. Лечение болезней хрусталика.
15. Диагностика повреждений глаз.
16. Лечение повреждений глаз.
17. Диагностика болезней ушей.
18. Лечение болезней ушей.
19. Диагностика болезней носа.
20. Лечение болезней носа.
21. Диагностика болезней ротовой полости.
22. Лечение болезней ротовой полости.
23. Диагностика болезней головы.
24. Лечение болезней головы.
25. Лечение язв.
26. Лечение травм.
27. Лечение переломов.
28. Лечение fistula-in-ano.
29. Диагностика опухолей, злокачественных опухолей, язв и др.
30. Лечение опухолей, злокачественных опухолей, язв и т.д.
31. Диаг- ностика небольших кожных болезней.
32. Лечение небольших кожных бо лезней.
33. Диагностика венерических болезней.
34. Лечение венерических болезней.
35. Лечение болезней, вызванных ядами.
36. Лечение укусов змей.
37. Лечение укусов пауков и насекомых.
38. Лечение укусов мышей, крыс, собак.
39. Омоложение организма.
40. Афродизиаки и увеличение сексуальной силы - сорок глав шестой части - Уттарастханы. Итого сто двадцать глав, помещенных в шесть частей.

 

 

Оформить заказ