Туры по России - Аркаим-Трэвел
Активно-познавательный отдых на Урале, туры по России
Отдых на Урале
г. Екатеринбург,
пер. Центральный Рынок,
д. 6, офис 210
пн-пт: 10.00-19.00
сб-вс: выходной
Ближайшие туры

Этиология и патогенез согласно Аюрведической медицинской традиции

В Аштанга Хридайам Самхите написано: «Болезни - дисбаланс Тридоша. Здоровье - их баланс».
Но что является первопричиной дисбаланса Тридоша, т.е. дисбаланса Вата, Питта и Капха?
     «Прагьйапарадха, асатмйа-индрийартха-самйог и кала-паринам – три причины всех страданий. А лекарство от всех болезней в подобающем использовании разума, чувств и уважение времени». (Чарака Самхита). Итак, согласно Аюрведе есть три первопричины болезней.

     Современная медицина подтверждает это. Действительно, одна из ведущих причин большинства сегодняшних заболеваний – психоэмоциональное перенапряжение или стресс. Нарушение биоритмов также рассматривается сегодня как важная причина развития различных расстройств организма и психики.
При наличии какой-либо (каких-либо) из вышеуказанных причин начинает запускаться механизм развития болезни.
Здоровье - это порядок, болезнь - расстройство порядка. В теле постоянно существует взаимодействие между порядком и беспорядком. Мудрый человек учится тому, как быть полностью осведомленным о беспорядке в своем теле и как приступить к восстановлению порядка. Он понимает, что порядок неотъемлем от беспорядка и что возвращение к здоровью также возможно.
Внутренняя среда в теле постоянно реагирует на внешнюю среду. Когда эти две среды выходят из равновесия, получается беспорядок. Чтобы изменить внутреннюю среду и привести ее в равновесие с внешним окружением, человек должен понять, как происходит процесс болезни. Аюрведа дает такое объяснение болезни, которое делает возможным восстановление порядка и здоровья из беспорядка и болезни.
В Аюрведе концепция здоровья основана на понимании болезни. В слове «дискомфорт» «дис» означает «лишение», «комфорт» означает «удобство». Поэтому перед обсуждением дискомфорта мы должны понять значение комфорта, или здоровья. Уровень здоровья поддерживается, когда: огонь пищеварения (агни) находится в равновесии, свойства тела (вата, питта, капха) уравновешены, три продукта отходов (моча, фекалии и пот) производятся на нормальном уровне и находятся в балансе, чувства функционируют нормально, а тело, ум и сознание действуют гармонично, как одно целое. Когда баланс в любой из этих систем нарушен, начинается процесс болезни. Поскольку баланс вышеупомянутых элементов и функций ответственен за природную сопротивляемость и иммунитет, то даже заразные болезни не могут повлиять на личность, пребывающую в хорошем здравии. Таким образом, неустойчивость тела и ума несут ответственность за физическую и психологическую боль и страдание.
Часто у изучающих Аюрведу вызывает сложности вопрос о том, как отличить индивидуальную пракрити (нормальные конституциональные признаки) от викрити (состояний, которые указывают на ненормальное преобладание определенной доши). Например, если у кого-то преобладает вата пракрити, то для него считается «нормальным» иметь беспокойный  и активный ум и склонную к сухости кожу. Считается, что в небольшой степени эти признаки не выводят из равновесия вата доша. Однако если бы у того же человека беспокойство ума развилось до забывчивости и неспособности сконцентрироваться, это бы указывало на увеличение вата доши. Подобным же образом, если кожа становится настолько сухой, что ее поверхность нарушается, она начинает местами шелушиться или темнеет, это указывает на дисбаланс ваты.
Итак, необходимо понять, как возникает викрити, т.е. патологическая конституция или болезнь.
Подвергаясь в течение определенного времени воздействию причин, описанных выше, доши могут увеличиться и начать цепочку поэтапного развития патологий, приводящую к состоянию болезни. Последовательность связанных с дошами отклонений вызванных одной или несколькими причинами называется сампрапти. Прежде чем мы подробно опишем эту последовательность, давайте дадим ей краткое объяснение. Сначала одна или несколько дош начинают накапливаться где-нибудь в теле и увеличиваться. Далее, увеличенная доша выходит за границы и начинает распространяться. Когда она достигает уязвимой или по какой-то причине ослабленной системы или органа, она останавливается там и начинает нарушать структуру и функции местных тканей. Ткани, когда имеется в виду их здоровое состояние, называют дхату, но когда мы говорим о тех же тканях, подразумевая  их соединение с нарушенными дошами, мы называем эти ткани душья.
Доша-душья-саммурчана – фактически это и есть процесс болезни (саммурчана означает «взаимодействие»). Взаимодействие дош и душья вместе со специфической реакцией затронутой системы или органа приводит к развитию первых  специфических признаков, предшествующих началу заболевания, а затем и к основным симптомам болезни. Оставленная без лечения, болезнь приведет к развитию определенного набора осложнений и, в конце концов, достигнет стадии, когда ее уже невозможно излечить.
Одним из важнейших вкладов Аюрведы в развитие медицины является то, что она точно описывает эту последовательность патогенеза, выделяя шесть стадий. Это известно под названием саткриякала. В буквальном переводе это значит «шесть возможностей для действия», но обычно это переводят как «шесть стадий болезни». Каждый из переводов правомерен. Саткриякала дает видение всего течения болезни, начиная с ее обратимых ранних стадий через стадии  внешнего проявления и симптомов к последней стадии с ее необратимыми осложнениями. Знание того, на какой стадии саткриякалы находится данная болезнь, направит нас к правильному выбору терапевтического вмешательства, необходимого для этой стадии. Значимость понимания природы развития болезни заключается в жизненной необходимости и практической важности раннего определения зарождающегося процесса болезни с тем, чтобы предупредить развитие болезни на ее начальных стадиях.
Существуют внутренние и внешние причины нарушения дош. Когда доши увеличиваются (т.е. выходят из равновесия) ткани (дхату), огонь пищеварения (агни) и каналы (шротас) тоже выходят из строя, что приводит к плохому самочувствию или болезни. На ранних стадиях нарушения дош изменения проявляются на очень тонком уровне; это может прогрессировать до биохимических, клеточных нарушений и, в конечном счете, до аномалий тканей и органов. Все вместе это называется викрити или «отклонение от первоначального состояния равновесия». Саткриякала объясняет, как викрити прогрессирует в целом спектре болезней, начиная с самых ранних стадий до поздних проявлений болезни.
     Саткриякала (шесть стадий болезни)

  1. Санчая (Накопление)
  2. Пракопа (Возбуждение)
  3. Прашара (Распространение, излияние)
  4. Стханасамсрая (Локализация)
  5. Вьякти (Внешнее проявление)
  6. Бхеда (Необратимые изменения и осложнения, структурные нарушения)

     1. Санчая (Накопление)
Данная последовательность из шести стадий дает нам понимание того, как доши увеличиваются в результате факторов (диета, образ жизни, физические упражнения, климат, эмоциональный стресс, время года и т.д.). Изначально каждая доша накапливается в части тела, которая соответствует ее нормальному местонахождению. Вата накапливается в толстой кишке, нервной системе, сердце, Питта – в тонком кишечнике, крови, печени, коже, Капха – в желудке, легких, суставах. Если организм не может устранить увеличивающуюся дошу и поддержать гомеостаз, то она постепенно начинает накапливаться. Обычно причиной этого накопления становится снижение пищеварительной активности - агни и вследствие этого начинает образовываться ама (продукты неполного метаболизма – эндотоксины, «шлаки»). Ама приводит к тому, что пищеварение становится  неэффективным, а также способствует закупорке шротас (каналы). Все это вмешивается в нормальный процесс устранения дош и начинается стадия санчая. Это самая ранняя стадия викрити.
Ниже приводятся признаки этой стадии в соответствии с разными дошами.
     Вата Санчая:

Питта Санчая:

     Капха Санчая:

     2. Пракопа (Возбуждение)
Если для исправления ситуации не предпринимаются никакие меры, процесс переходит на следующую стадию, на которой увеличенные доши начинают раздражать местные ткани (вторая стадия - Пракопа). На этой стадии доши не просто увеличиваются сверх нормы количественно, но и происходят качественные изменения, поскольку начинается ухудшение. Во время Пракопы увеличенные доши остаются на своих обычных местах, они еще не распространяются. Здесь присутствуют незначительно выраженные физические и психические симптомы, но еще нет конкретных признаков определенной болезни, и эта стадия полностью обратима.
Ниже приводятся признаки этой стадии в соответствии с разными дошами.
     Вата Пракопа
Рост интенсивности признаков стадии Санчая плюс:

Питта Пракопа
Рост интенсивности признаков стадии Санчая плюс:

     Капха Пракопа
Рост интенсивности признаков стадии Санчая плюс:

     Если на этой стадии каузативные факторы (диета, образ жизни, психоэмоциональное состояние и т.д.) устраняются, то доши вернутся в состояние баланса и нормальной пропорции. Обычно для того, чтоб это произошло, необходимо устранить все способствующие факторы и применить, по крайней мере, какие-то терапевтические меры, хотя на этой стадии они могут быть мягкими, нерадикальными по своей природе, но вместе с тем весьма эффективными.
     3. Прашара (Распространение, излияние)
Если процесс продолжает развиваться, доши исчерпывают способность накапливаться в одной области и, в конце концов, начинают переходить границу и распространяться  по всему телу. Вначале это распространение происходит предсказуемо, но по мере прогресса невозможно проследить никакой закономерности. Существует две силы, которые могут направлять поток и распространение дош. Одна сила создается накопленным увеличением количества доши, что можно сравнить с напором воды, прорывающим плотину. Вторая сила возникает в результате изменения качества доши, что напоминает метастазы изменённых клеток.
На стадии прашара у пациента еще нет классических симптомов определенного заболевания. Более того, из-за подвижной природы этой стадии симптомы тоже не локализованы и могут появляться и исчезать в разных частях тела. Когда четко начинается прашара, спонтанная ремиссия уже не возможна. Однако если распространяющаяся доша не закрепится в тканях или органах, предрасположенных к заболеванию и одновременно с этим будут устранены причинные факторы, процесс может быть обратим и болезнь излечивается.
Ниже приводятся признаки этой стадии в соответствии с разными дошами.
     Вата Прашара

     Питта Прашара

     Капха Прашара

     Также следует заметить, что из всех дош передвигаться может только Вата. Капха и Питта не имеют врожденной способности распространяться самостоятельно; для их движения необходимо присутствие Вата доши. Клинические признаки, перечисленные выше, присутствуют у многих пациентов. Однако викрити может принимать множество других форм в зависимости от места распространения, количества и качества увеличенной доши, предыдущих травм и болезней, силы дхату и других факторов.
     4. Стханасамсрая (Локализация)
В итоге, распространенная доша (и) размещается в одном или нескольких местах, где начинает проявлять признаки болезнь (Стадия Стханасамсрая). Обычно место размещения определяется наличием каких-либо слабостей или повреждений в этом месте, которые могли нарушить его защитные механизмы. Так, например, мы знаем, что курильщики более подвержены бронхиту, чем некурящие. Слабое место физиологии человека может определяться генетическими условиями, а может быть приобретено в результате предыдущих болезней или травм, которые привели к остаточным явлениям, несмотря на кажущееся полное излечение. Именно это сугубо индивидуальное слабое место определяет, где локализуется доша у конкретного пациента. Таким образом, те же самые нарушенные доши у одного человека проявятся как головная боль, у другого – как камни в почках, а у третьего в виде артрита. Верно, что на эти различия влияет разница в пракрити, но также влияние оказывают определенные предшествующие условия каждого индивида.
На этой стадии перемещенные доши становятся более концентрированными на уровнях клеток и органов, чем на предыдущих стадиях. Также увеличенные доши прекращают фазу быстрого движения и смешиваются с тканями (дхату), вызывая их нарушение (душья). Этот процесс развития патологии, как было указано выше, называется доша-душья-саммурчана. Именно это взаимодействие доши и душья  в определенной ткани или органе приводит к появлению симптомов или физических признаков определенной болезни. Четвертая стадия на самом деле является первой стадией, на которой начинают появляться симптомы болезни, и то еще не полностью проявляются. На самом деле мы определяем симптомы, которые появляются на данной стадии как пурварупа или продромальные симптомы. Эти продромальные симптомы могут быть либо замещены на классические симптомы, которые могут быть совершенно разными, либо  просто усилить появление настоящих симптомов болезни. Знание продромальных симптомов поможет вам в дальнейшем различать нормальные тенденции, основанные на пракрити, и аномальные признаки, возникшие в результате нарушения дош (викрити).
Ниже приводятся признаки этой стадии в соответствии с разными дошами.
     Вата пурварупа:

Питта Пурварупа:

Капха Пурварупа:

5. Вьякти (Проявление)
Когда доша-душья-саммурчана, т.е. взаимодействие дош и душья становится полным, характерные признаки болезни, наконец, появляются; эти характеристики известны как рупа. Это - обычно этап, на котором люди понимают, что что-либо в состоянии их здоровья не так и начинают искать пути для выхода из сложившейся ситуации, т.е. обращаются к врачу или занимаются самолечением. На этой стадии мы уже можем признать наличие «болезни» как это принято в современной медицине и поставить «диагноз»: астма, артрит, избыточная масса тела и т.д. Иногда в течение процесса развития болезни, если он не слишком интенсивен, есть возможность отличить доши и душья как компоненты болезни и идентифицировать болезнь как ватаджа, питтаджа, капхаджа, расаджа, рактаджа и т.д. Напротив, если процесс болезни слишком интенсивен, и взаимодействие доша и душья не слишком сильно, ни Тридоша, ни душья не могут быть определены. В этом случае болезни называют и обозначают согласно местоположению их в органах, на которые они воздействуют.
     6. Бхеда (Необратимые изменения и осложнения, структурные нарушения)
Слово «бхеда» происходит от санскритского слова «бхид» (укореняться, внедряться), что означает: ломаться, разрыв, раскол, проникновение, также это означает «показывать скрытую тайну». Это точное описание того, что происходит в этой заключительной стадии саткриякала. В этой стадии проявляются осложнения болезни, которые не были очевидны ранее. Например, у диабетика обнаруживается периферический неврит, нарушение кровоснабжения сетчатки или почечные осложнения этой болезни, или у индивидуума, страдающего от хронической болезни Лайма, разовьются ее характерные неврологические осложнения. В этой стадии болезнь больше неизлечима любыми средствами, хотя её компенсация возможна. Болезни, которые достигают этой стадии также потенциально, могут вызывать другие болезни. Человек с любой болезнью на этой стадии,  как считают, должен лечиться и изменять свой образ жизни кардинальным образом.
Согласно Аюрведической концепции, всегда более легко справиться с избытком дош в то время как они еще в местах их первоначального нахождения (стадии 1 и 2). Стадия распространения – транзитная (переходная) стадия. На четвёртой стадии компенсаторные механизмы ещё достаточны, так что лечение ещё очень эффективно. В заключительных двух стадиях, когда болезнь манифестирует, и появляются осложнения (стадия 5), лечение становится чрезвычайно трудным, но излечение всё ещё возможно. Если прогрессирование болезни достигает последней шестой стадии, то заболевание становится неизлечимым и даже компенсация маловероятна.
Первые четыре стадии саткриякала (санчая, пракопа, прашара, и стханасамсрая) описывают, как накопленные доши могут распространяться по всему организму и «давать корни» в новом местоположении. Даже в стханасамсрая перемещенные доши, производят клинические проявления, которые ещё  не являются определенными диагнозами. Нет возможности определить окончательный диагноз болезни на этой стадии, но проницательный наблюдатель может идентифицировать искажения дош и их характер, а также природу и состояние, в котором они находятся.
Выше были перечислены симптомы, характерные для дисбаланса каждой из дош на первых четырёх стадиях. Чтобы определить свою викрити, необходимо внимательно проанализировать эти признаки и выбрать те, которые есть у пациента. Для Вата доши перечислено всего 65 симптомов, для Питта доши – 46 симптомов, для Капха доши – 40.
Ниже приведена таблица для определения викрити.

 

Умеренно
Значительно
Серьёзно

 

Количество симптомов
Вата викрити
5 - 14
15 - 32
33 и более
Питта викрити
4 - 10
11 - 24
25 и более
Капха викрити
3 - 10
11 - 20
20 и более

     Важно обратить внимание на то, что указанные списки симптомов никоим образом не всесторонние, а только классические, наиболее часто встречающиеся признаки. Викрити может проявляться во всём разнообразии уникальных путей развития патологического процесса у каждого индивидуума.

 

Оформить заказ