В середине XVII века по распоряжению Новгородского приказа были собраны беглые крестьяне Строгановых и поселены в устье речки Кунгурки. Плодородные земли быстро заселялись. Но вскоре город был сожжён восставшими башкирами. Рожденный второй раз в 1663 г. Кунгур отгородился от врагов крепостными стенами.
Улицы старого города помнят пугачёвский бунт, звон кандалов декабристов, шум ярмарок. Стройные силуэты церквей, купеческие особняки, здания присутственных мест. Кажется, время остановило свой бег в этом старинном русском городе.
Первоначально строительство Кунгура было предпринято чердынскими и соликамскими воеводами Прокофием Елизаровым, Петром Прозоровским, Семеоном Кондыревым в 1622 году. Кунгурский острог был построен в 1648 году в 17 км выше устья реки Ирень в районе современной деревни Веслянки Ленского сельсовета Кунгурского района, в 28 километрах от современного Кунгура. Название городу дала речка Кунгурка, впадающая в Ирень в месте постройки первого острога.
В 1662 г. вспыхивает восстание башкирских феодалов. Их вооруженные отряды, поддержанные кунгурскими татарами, обрушиваются на русские поселения. Кунгур сжигается дотла. Крестьяне и посадские люди, спасшиеся в лесах и пещерах, в 1663 г. начинают восстанавливать город. К 1664 г. Кунгур был отстроен на новом месте. При строительстве города большое внимание уделялось обороноспособности. Поэтому местом для нового Кунгура выбрали высокий каменистый мыс недалеко от слияния рек Сылвы и Ирени. Возвышенность господствовала над равниной. С юга и юго-запада около самой горы протекала Ирень, с севера — Сылва. Высокий и крутой подъем представлял естественную защиту при нападении. На вершине горы в 1673 г. был построен деревянный кремль.
Кунгурская Пещера — уникальный памятник природы, овеянный множеством легенд, возраст пещеры составляет около 10—12 тысяч лет. Полная длина всех ходов пещеры — 5 км 600 м. Длина туристских ходов – 1 км 500 м. В пещере более 20 гротов, около 60 озёр.
Тысячелетия растворяла вода гипсы и ангидриты Ледяной горы, создавая лабиринт с величественными залами, украшая невидимым резцом своды и стены.
Экскурсоводы ведут посетителей по удивительным, не похожим один на другой гротам. Белое кружево крупных ледяных кристаллов сменяется причудливыми выступами ажурных гипсовых сводов; сверкающие каскады льда — нагромождениями упавших глыб.
Кристаллы растут всю зиму и достигают необычайно крупных размеров, «одевая» пещеру в морозный ледяной наряд, равного которому нет ни в одной из знаменитых пещер мира, а живая елка в пещере стоит круглый год.
Название Кунгур произошло от названия реки Кунгурки, гидроним мог возникнуть под влиянием значительного развития в окрестностях города карстовых явлений (ср. знаменитая Кунгурская пещера). В этом случае название может быть связано с тюрким «унгур» (ункур — пещера, теснина, щель в скалах), монгольским хунхэр (искаж. хункур) — долина, впадина, большой овраг. Название «Кунгур» происходит от речки Кунгурка, на который город стоял первоначально, и восходит либо к татаро-башкирскому «кунг» — «смуглый», «темный», либо к финно-угорскому «хункор» «впадина», «овраг». Есть также мнение историка Пермского края В. Шиношко, который объяснил название города переводом с татарского «КУН», «КУНАК» — ночевать и «ГАРА» — пещера, т.е. ночлег в пещере, а «Кунгара» впоследствии изменилось на Кунгур. Правы и те, кто переводят «темный, смуглый», имея ввиду, что вода в речке Кунгурке темная и на вкус неприятная. И в основном краеведы опираются на топонимы либо тюркского, либо финно-угорского происхождения, т.к. заселение Урала изначально шло именно этими ветками народностей.
Кунгу́р — город в Пермском крае, административный центр Кунгурского района. Имеет статус городского округа. Расположен на юго-востоке Пермской области в 80 км к юго-востоку от города Перми.
Население — 68,1 тыс. чел. (2008), территория — 68,7 км². Жители города называются кунгуряками.
Сейчас Кунгур — старинный российский город, исторический, архитектурный заповедник.
Город расположен по берегам р. Сылвы и впадающей в неё рек Ирени и Шаквы. Воды рек отличаются высокой насыщенностью углекислыми солями кальция, магния (особенно р. Ирень), что ограничивает возможности их потребления в быту и хозяйстве. Многие предприятия для своих нужд используют подземные воды. Бурное таяние снегов часто приводит к наводнениям. В городе вода поднимается на 5—7 м.
Кунгур, один из старейших городов Урала, издавна называли купеческой республикой. Уже в XVIII-XIX веках Кунгур, оказавшись на выгодных торговых путях, становится крупнейшим торгово-промышленным центром Урала, центром хлебной торговли и кожевенного производства. Знаменитые кунгурские базары и ярмарки собирали купцов и торгующий люд с разных уголков Урала, Сибири, Центральной России.
В начале XIX века в Кунгуре проживало 225 купцов I и II гильдии.
Благодаря стараниям и предприимчивости кунгурских купцов-чаеторговцев А. С. Губкина (1816-1883), А. Г. Кузнецова (1856-1895), М.И. Грибушина (1832-1889) Кунгур в XIX веке называли чайной столицей России.
А. С. Губкин родился в Кунгуре в 1816 г. в семье в семье купца. Его отец владел кожевенным заводом, занимался извозом товара в Сибирь. В 1840 г. А. С. Губкин открывает фирму по продаже чая. Чай везли сложным путем через Иркутск, Тобольск, Тюмень на Ирбитскую, Макарьевскую, Нижегородскую ярмарки, в Москву, С. Петербург. «Наилучший продукт по дешевой цене, в любом месте» — эти слова стали девизом А.С. Губкина.
Губкин много занимался благотворительностью. В Кунгуре на его средства были построены учебные заведения — Кунгурское техническое, Губкина, училище и Елизаветенская рукодельная школа. Умер Губкин в 1883 г. в Москве, но по завещанию был похоронен в Кунгуре. На его могиле был возведен Никольский храм.
Дело деда продолжил его внук и наследник А.С. Кузнецов. В 1891 г. он преобразовал фирму деда в Торгово-промышленное товарищество «Преемник А. Губкина Александр Кузнецов и Ко». Это была крупнейшая в России фирма по оптовой торговле чая, она имела свои собственные конторы на главных чайных рынках Китая, о. Цейлон, Индии, в Лондоне и во многих городах России. Торговый знак фирмы «Два якоря». Ее чаеразвесочные фабрики размещались в Москве, Одессе, Тюмени, Самарканде, Иркутске. В Ханьжоу (Китай) работала собственная фабрика по производству кирпичного и плиточного чая.
Другой кунгурский купец I гильдии М.И. Грибушин, находясь на службе у А.С. Губкина в молодые годы, тоже решил заняться торговлей чаем. В 1856 г. он открывает свою чайную фирму. Торговые конторы Грибушина находились в Китае, Индии, остр. Цейлон, в городах России — Перми, Уфе, Екатеринбурге, Кунгуре, Вятке, с. Топорнино, на ярмарках Нижегородской, Ирбитской, Мензелинской, Бирской, Красноуфимской, Осинской.
Главное правление конторы, склады и чаеразвесочная фабрика находились вначале в Кунгуре, затем в Перми, Уфе. Фирма была обладательницей большой золотой медали на выставке в Ростове в 1906 г, большой золотой медали Миланской выставки в 1906 г. М.И. Грибушин занимался благотворительной деятельностью. В Кунгуре семья Грибушиных построила на свои средства сиропитательный дом для бедных мальчиков, открыла каменный корпус лавок (Малый гостиный двор).
Но кроме них славу городу приносили и другие купцы и купеческие династии.
XIX век — это период интенсивного строительства в Кунгуре гражданских зданий, храмов, учебных заведений. Строительство велось при активном участии кунгурских купцов, которые были меценатами не только в пределах города, но и России. В этих зданиях и сегодня учатся дети, проходят службы, располагаются больницы, аптеки, живут кунгуряки. Купцы строили основательно, качественно и на века.
История провинциальных городов знает примеры судьбоносных событий. Именно благодаря счастливому случаю уездный Кунгур, удачно расположенный на Великом Сибирском тракте, получил титул чайной столицы Российской империи.
Сибирский тракт, главная дорога страны, в старину имел ещё одно название – чайный путь. По нему из далёкой забайкальской Кяхты ехали обозы, гружённые фактурами китайского чая, который постепенно из баснословно дорого и экзотического напитка превратился в традиционный продукт русского обихода, стал любим представителями всех сословий. Транспортировка больших партий чая была делом не только сложным, но и опасным. В Сибири на обозы нападали грабители, получившие прозвище «чаерезы».
О чае кунгуряки знали уже в восемнадцатом столетии. Его привозили из Ирбита и продавали во время городских ярмарок. Из-за высокой цены широкого распространения этот напиток в среде кунгурских граждан в то время так и не получил. Стоимость одной чайной фактуры была сопоставима с ценой небольшого деревянного дома. Даже в середине XIX века некоторые из кунгуряков пренебрежительно называли чай «китайскими вениками». Зато этот напиток снискал популярность у всех едущих по Сибирскому тракту. Многочисленные возницы, ямщики, торговые и служивые люди проезжая по дорогам Кунгурского края могли побаловаться чайком на почтовых станциях, ожидая смены лошадей. У бывалого путешественника и крамольного писателя А.Н. Радищева чаепитие в уральской глубинке в 1797 году не вызвало никакого удивления. Лишь мимоходом в путевом дневнике было зафиксировано это событие.